Для обеспечения безопасности проведения работ существуют определенные правила и требования по контролю и браковке, которые распространяются и на стальные канаты.
Канаты применяют на подъемных сооружениях: кранах, лифтах, подъемниках (вышках), подвесных канатных дорогах (пассажирских и грузовых), наклонных рельсово-канатных подъемниках (фуникулерах), сменных грузозахватных органах, лебедках, съемных грузозахватных приспособлениях . Для безопасного их использования требуется проводить периодические специальные осмотры и контроль состояния канатов.
Несмотря на большой запас прочности, стальные канаты изнашиваются и со временем теряют свои эксплуатационные свойства.
Особое внимание при всех видах осмотра следует обращать на участки каната:
- проходящие через подвижные, неподвижные и уравнительные блоки (особенно на тот отрезок, который попадает на подвижный блок в нагруженном состоянии);
- у заделки концов каната (с проверкой правильности установки зажимов);
- крепления на барабане, кабине и противовесе;
- подверженные истиранию от соприкосновения с выступающими частями подъемной установки и нагреву;
- внутреннюю часть на участках интенсивного износа, коррозии или обрывов проволок.
Критерии браковки стальных канатов.
Безопасность использования канатов устанавливается на основе следующих критериев:
- обрыв проволок
- разрыв пряди каната
- уменьшение диаметра
- деформация
- коррозия
- повреждения в результате воздействий температуры или электрического дугового разряда.
|
Обрыв и смещение проволок каната крестовой свивки (Канат подлежит браковке и замене) Безопасность использования канатов устанавливается на основе характера и числа обрывов проволок на фиксированной длине, в том числе наличия обрывов проволок у концевых заделок |
|
Сочетание обрывов проволок с их износом: а) - каната крестовой свивки; б) - каната односторонней свивки Обрыв проволок - это состояние, при котором проволока имеет нарушение целостности по длине, два конца которой можно обнаружить методами и средствами контроля, повторные обрывы этой проволоки на фиксированной длине не учитываются
|
|
Обрывы проволок в зоне уравнительного блока: а) - в нескольких прядях каната; б) - в двух прядях в сочетании с местным износом Подсчет обрывов наружных проволок необходимо производить на участках каната с наибольшим количеством обрывов с учетом того, что два конца оборванной проволоки считаются за один обрыв; в случае, если виден один конец проволоки, а второй не вышел наружу - считается также один обрыв. |
|
Износ наружных проволок каната: а) небольшие лыски на отдельных проволоках; б) удлинение лысок в проволоках; в) интенсивный износ всех наружных проволок каната Поверхностная коррозия проволок каната: г)начальное окисление поверхности отдельных проволок; д) заметное окисление поверхности всех проволок; е) интенсивная коррозия проволок |
|
Уменьшение площади поперечного сечения проволок каната (интенсивная внутренняя коррозия) При эксплуатации в большинстве случаев канат теряет свою прочность из-за потери металлического сечения, происходящей вследствие совместного влияния изнашивания проволок или коррозии с их обрывами |
|
Волнистость каната Канат, у которого направление спирали волнистости совпадает с направлением свивки каната - бракуется при >1,08, а также при появлении на участке волнистости первых обрывов проволок. Наиболее опасной является волнистость, направление спирали которой совпадает с направлением свивки каната, при этом шаги спирали волнистости и свивки каната одинаковы. |
|
Сплющивание каната Сплющивание каната происходит при значительном (близком к предельно допустимому) износе ручья блока, а также в результате механического воздействия на канат. |
|
Выдавливание проволок прядей: а) - в нескольких прядях; б) - в одной пряди Расслоение каната (или выдавливание проволок) характеризуется сгоном избыточных длин проволок на отдельные участки каната, под воздействием больших сил трения скольжения, проявляющихся из-за затруднительного вращения блоков или при действии динамических нагрузок. |
|
Корзинообразная деформация Канат подлежит браковке при визуальном обнаружении корзинообразной деформации. Корзинообразная деформация встречается в некрутящихся многослойных канатах двойной свивки. Характеризуется отслоением одной или нескольких наружных прядей вследствие кручения каната и действия динамических нагрузок. |
Перекручивание каната Канат необходимо браковать при визуальном обнаружении перекручивания.Перекручивание каната связано с воздействием динамических нагрузок на прослабленную часть каната при его запасовке или при эксплуатации. |
|
Залом каната (перегиб) При визуальном обнаружении перегиба или залома канат следует браковать. Перегиб и залом связаны с большим изгибом каната, при котором его проволоки получают пластическую деформацию, увеличивая этим неодинаковость длин проволок в пределах одного слоя и пряди. Канат на этом участке имеет пониженную прочность |
|
Выдавливание сердечника Канат необходимо браковать при визуальном обнаружении, вызывается повторной ударной нагрузкой |
|
Местное увеличение диаметра каната
При обнаружении увеличения диаметра на 7% канат подлежит браковке. Увеличение диаметра может иметь место у канатов с органическим сердечником, когда под воздействием влаги и низких температур разбухший сердечник замерзает, увеличивая наружный диаметр каната. |
|
Воздействие внешних факторов Повреждения в результате температурного воздействия определяются по наличию сажи, обгорелости, изменении цвета. Такие повреждения являются следствием воздействия расплавленного металла, огня, сварочных работ и электрического тока. |
Визуальный осмотр производится с должным вниманием и он направлен на выявление повреждений. Браковка каната производится обученным специалистом, который владеет методами определения степени износа и хорошо знает устройство различных типов канатов. При такой работе не допускаются компромиссы, так как цена халатности может оказаться слишком высокой.